Юго-Западный административный округ

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста

Как общаться с гиперактивным ребенком?

Психологическая служба ГБОУ Школа № 7 рекомендует познакомиться

Как общаться с гиперактивным ребенком? (PDF)

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

Поведение гиперактивных деxтей отличается чрезвычайной подвижностью и излишней суетливостью, высокой эмоциональностью и импульсивностью. То есть такой ребенок действует по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Такой ребенок в любых ситуациях ведет себя одинаково активно: постоянно проявляет очень высокую двигательную активность, быстро и много говорит, перебивает взрослых и сверстников, задает много вопросов, но почти не выслушивает ответы, не реагирует на ограничения и запреты взрослых. Ему трудно сосредоточить свое внимание на чем-то одном, и он, как правило, не доводит начатое дело или игру до конца. Совсем не может ждать своей очереди, не контролирует свое поведение - шумит, когда надо вести себя тихо, крутится и толкается, когда надо стоять спокойно, часто провоцирует конфликты между детьми.

Родителям и педагогам важно помнить, что гиперактивный ребенок не специально ведет себя так, чтобы доставить окружающим неприятности или кого-то нарочно огорчить, обидеть или разозлить. В силу своих индивидуальных особенностей такому ребенку очень трудно управлять эмоциями и поведением. По разным причинам в его нервной системе процессы возбуждения значительно преобладают над процессами торможения.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  • Генетическая предрасположенность
  • Патология беременности и родов
  • Ушибы и травмы головного мозга в период новорожденности (до 1 месяца), в младенчестве (до 1 года) и раннем возрасте (1-3 года)
  • Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни

Закрепить и усилить проявления гиперактивности могут неблагоприятные социальные и психологические факторы, особенно семейные:

  • недостаток заинтересованного индивидуального внимания родителей и других значимых близких взрослых к ребенку
  • дефицит эмоционально теплых отношений
  • частые ссоры и конфликты в семье
  • попустительский стиль воспитания в семье
  • использование физических и других наказаний в семье в качестве основного педагогического средства воспитания детей

ПРИЗНАКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

  • Двигательная расторможенность. Ребенок постоянно двигается, предпочитает бегать и прыгать, не может усидеть на месте, вскакивает, делает множество различных мелких движений: теребит вещи, перекладывает их с места на место, отвлекается сам и отвлекает других детей. Находится в постоянном мышечном тонусе, может внезапно и резко устать, посидеть несколько минут, а затем снова продолжить свою суетливую активность.
  • Неустойчивость внимания. Внимание ребенка крайне неустойчиво, оно быстро рассеивается и постоянно переключается с одного внешнего раздражителя на другой. Такого ребенка бывает трудно успокоить, усадить, утихомирить, сосредоточить на одной какой-либо деятельности, он сам быстро переключается - и часто совсем не на то, на что намерены переключить его взрослые.
  • Эмоции у такого ребенка часто очень яркие и сильные, речь быстрая и громкая.
  • Таким детям обычно свойственна моторная неловкость и неуклюжесть, у них все ломается, падает из рук. Они могут нечаянно наскочить на кого-нибудь, ненамеренно задеть, толкнуть, упасть, удариться, пораниться и т.п.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

  • Не сдерживайте естественную потребность ребенка в движении, а правильно направляйте ее, творчески вносите разнообразие, продуманно организовывайте и ограждайте от травматизма.
  • При этом оберегайте ребенка от физического и эмоционального переутомления, обязательно соблюдайте режим дня с учетом его возраста.
  • В течение дня используйте различные способы расслабления и снижения мышечного напряжения у ребенка.
  • Постоянно чередуйте в деятельности ребенка периоды высокой физической активности и спокойного отдыха.
  • Учите ребенка быть внимательным и уметь сосредоточить свое внимание на чем-либо сначала хотя бы в течение 1 - 3 минут.
  • Чаще играйте вместе с ребенком в различные подвижные и настольные игры с учетом его возраста, учите соблюдать очередность и простые игровые правила.
  • Избегайте крайностей в воспитании ребенка - не проявляйте чрезмерную мягкость и вседозволенность, не допускайте излишней строгости и неоправданных наказаний.
  • Спокойно и четко объясняйте правила поведения в различных ситуациях и постепенно добивайтесь их выполнения.