Юго-Западный административный округ

Информация для родителей

Как общаться с тревожным ребенком?

Дошкольная психолого-педагогическая практика убедительно показывает, что среди дошкольников с различными особенностями в поведении довольно часто встречаются дети, испытывающие ярко выраженное тревожное состояние в тех ситуациях, которые, как правило, к этому, не располагают.

Такие дети остро нуждаются в повышенном внимании со стороны близких значимых взрослых – и родителей, и воспитателей, в их особенно бережном и чутком отношении, которое исключает эмоциональное давление и насилие в любых формах. Ведь частые тревожные состояния у ребенка сегодня - в дальнейшем могут стать устойчивой чертой его личности. Когда окружающий мир в целом воспринимается как пугающий и враждебный, постепенно закрепляется заниженная самооценка, начинает преобладать неуверенность в своих действиях, становится трудно общаться с окружающими людьми и появляется мрачный взгляд на свое будущее.

Можно ли не допустить этого

и помочь ребенку?

Да, конечно!!!

Главная задача взрослых в общении с ребенком - обеспечить ощущение безопасности и стабильности во всех, по возможности, ситуациях – дома, на улице, в детском саду, в гостях, в транспорте, в поликлинике и т.д. В любой ситуации можно и нужно мягко оказывать необходимую эмоциональную поддержку ребенку, которая для него в тревожном состоянии, безусловно оправдана и желательна.

Перечислим некоторые причины возникновения тревожных состояний у детей дошкольного возраста.

Большинство исследователей считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности ребенка кроется в нарушении детско-родительских отношений, а именно:

· непоследовательность родителей при воспитании ребёнка

· неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребёнка (несоответствие притязаний взрослых реальным возможностям малыша)

· предъявление к ребёнку противоречивых требований

· чрезмерная эмоциональность (аффективность) родителей в общении с ребенком или хотя бы одного из них

· стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей

· авторитарный стиль воспитания в семье

· гиперсоциальность родителей: повышенное стремление родителей всё делать правильно и полностью соответствовать общепринятым стандартам и нормам

· отвержение и враждебность, которые демонстрируют взрослые по отношению к ребенку

Также к причинам развития тревожности у детей можно отнести повышенную тревожность самих родителей, неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия в семье, плохие материальные условия семьи.

Рекомендации в общении с ребенком

В общении с ребенком рекомендуем родителям:

  • стремитесь к демократическому стилю воспитания и развития детей в семье
  • постоянно развивайте и повышайте самостоятельность ребенка в различных видах деятельности
  • при встрече с каким-либо затруднением спокойно предлагайте ребенку свою помощь и выполняйте необходимое действие вместе с ребенком
  • отмечайте и эмоционально поощряйте любые достижения ребенка в присутствии сверстников и других взрослых
  • полностью откажитесь от сравнения ребенка с другими детьми и сверстниками
  • исключите пока элементы соревнования в играх (либо включайте их постепенно)
  • не торопите и не подгоняйте ребенка в самостоятельной деятельности
  • в семье будьте единодушными и последовательными в вопросах воспитания, не запугивайте ребенка, тем более наказаниями (в том числе невыполнимыми)
  • требования к ребенку предъявляйте в спокойной и мягкой форме
  • число замечаний в течение дня сведите к минимуму
  • не заставляйте извиняться за «проступки», а попытайтесь вместе понять причину произошедшего события
  • формируйте адекватную для дошкольника самооценку (высокую)
  • постоянно выражайте свою искреннюю и безусловную любовь к ребенку
  • обращаясь к ребенку с вопросами или просьбами, чаще устанавливайте с ним контакт глазами и лучше займите равную позицию – можно присесть или наклониться
  • поделитесь с ребенком своими детскими страхами
    и позитивными результатами их преодоления
  • можно кратко поделиться и сегодняшними проблемами (это поможет развитию у ребенка чувства сопереживания и эмпатии)
  • стимулируйте потребность ребенка в активной двигательной подвижности, развивайте моторную ловкость, ощущение своего тела, навыки мышечного расслабления, физическую выносливость ребенка
  • не перегружайте ребенка заданиями школьного (учебного) типа преждевременно, т.е. до поступления в первый класс, когда ребенок еще ходит в старшую или подготовительную группу детского сада

Желаем вам успехов!

Дошкольная психологическая служба

ГБОУ Школа № 7

Педагог-психолог Беневольская Т.Б.